Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Изборск»

Основой хозяйства и всего традиционного уклада жизни изборян было земледелие. На территории Изборска земледелие начало развиваться в VII–VIII веках. Развитие земледелия сопровождалось сведением лесов, заменой их пашней. Наши предки использовали подсечно-огневую систему земледелия. Зимой выбирали участок и вырубали растущий на нем лес. Оставшиеся от деревьев пни корчевали. Зимний месяц, в течение которого рубили лес, стали называть «сечень», от слов «сечь», «рубить». После сведения леса, оставшиеся сучья выжигали. Месяца в течение которых проводились эти работы, называли «сухий» и «березол». Весной почву рыхлили, перемешивали с золой которая служила прекрасным удобрением и сеяли семена: рожь, ячмень, овёс. Убирали зерно при помощи серпов, колосья обрезали высоко, чтобы солома, которую сжигали по весне, тоже удобряла почву. Месяцы уборки урожая назывались — «серпень», «вресень» (от слова «врещи» — молотить). Урожай первого года был очень высок, но через несколько лет почва истощалась и люди переходили на новое место.

В IX-X в. местные жители освоили полноценную пахоту. Поле подготовленное прежним способом, перепахивали деревянной сохой, затем бороновали при помощи бороны-суховатки — толстого елового ствола с обрубками сучьев, затем засевали. В XII–XV в.в. стали использовать трёхпольную систему земледелия, которая сохранилась до XIX в., научились восстанавливать плодородие почвы. Накопленный веками опыт, практическая сметка и навыки помогали крестьянам добиваться неплохих результатов.

  • Коса X-XIV в.в.
  • Мотыги X-XIV в.в.
  • Мотыги X-XIV в.в.
  • Сошник X-XIV в.в.

Вся сельскохозяйственная деятельность осуществлялась за пределами крепостных укреплений. Участки, отведенные под посевы, старательно готовили: удобряли, рыхлили, разбивая земляные комья. В коллекции музея-заповедника «Изборск» представлены орудия обработки почвы: железные сошники и мотыги, среди орудиями уборки урожая — железные серпы и косы.

В Изборске выращивали яровую пшеницу, озимую рожь, ячмень. Позднее в обиход вошло овощеводство, появились первые огороды «садники». Ведущее место в земледелии Псково-Изборской земли занимал лен, считавшийся лучшим в Европе. Развитию льноводства способствовали благоприятные для него условия: дерново-карбонатные почвы, мягкий климат и удобное расположение Псковской земли для его вывоза в страны Западной Европы.

С сельскохозяйственными работами связаны традиции и обычаи русского народа.

Перед началом посевной вся большая крестьянская семья собиралась в избе вокруг покрытого скатертью стола, на который хозяйка клала хлеб и ставила соль. Окна, двери и печную трубу при этом плотно закрывали. Посидев немного в полном молчании, молились на образа, после чего отправлялись в поле. Чтобы зерно, предназначенное для посева, быстрее прорастало, его везли на пашню в мешках, которые умышленно не завязывали, так как существовало поверье, что посредством узлов «завязывается» и само зерно. По этой же причине сеятель не опоясывал рубаху. Во время сева также соблюдалась ритуальная тишина, но начиналась работа обычно с таким приговором: «Дай, Боже, на всякую долю, мне и птицам». Начать сев, бросив в землю первую горсть зерна, было почетным правом главы семейства — большака (отца или деда). Иногда на роль засевальщика выбирали человека, у которого, по общему мнению, «легкая рука», а порой этот важный вопрос решался жребием. С этой целью заранее, еще на Крестопоклонной неделе Великого поста, пекли хлебцы — кресты (крестовики), вкладывая в тесто монетки, крестики, хлебные зерна. Кому достанется крестовик с зерном — тому и начинать, даже если это будет ребенок; в последнем случае посев был чисто символическим. Праздник в честь св. Николая Чудотворца, (Никола Вешний, Никола с теплом) одного из наиболее почитаемых в Изборске, святого покровителя древнего города, обычно приходился на середину срока посева яровых хлебов — 9/22 мая.

Уборка урожая на Псковской земле начиналась с Ильина дня (20 июля/2 августа). Обычно хлеб жали серпом, что считалось женским занятием. «Дай нам, Боже, легко жать, чтобы спина не болела, чтобы руки не слабели, чтобы ноги не немели, голова не горела», — приговаривали крестьянки, приступая к уборке урожая, а по окончании страды ложились на землю и катались по скошенному полю с приговором: «Жнивка, жнивка, отдай мою силку на пест, на молотило, на кривое веретено».

Последний дожиночный сноп («Николина бородка») в земледельческой обрядности русских имел особое значение. Колосья, посвященные Николаю Чудотворцу, обвязывали чистым полотенцем и, оставив сноп необмолоченным, хранили как залог здоровья, благополучия и будущего обильного урожая.

Работы связанные с земледелием нашли отражение в фольклоре:

«Хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба край, так и под елью рай», — говорили крестьяне. Хлеб — Божий дар в русской народной культуре был окружен почитанием: спелым зерном осыпали жениха и невесту («чтобы дом был — полная чаша, да деток больше народилось»), хлебом-солью встречали желанных гостей, и, конечно, ни один праздник не обходился без традиционной выпечки — пирогов, печений, куличей, блинов.

Поскольку климатические условия были неблагоприятны для выращивания теплолюбивой пшеницы, главной хлебной культурой в старину была рожь, что нашло отражение в фольклоре: «Матушка-рожь кормит всех сплошь, пшеничка только по выбору», «Ржаной хлебушко — калачам дедушка», «Не уродится рожь — по миру пойдешь».

Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы