Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Изборск»

Разведение домашних животных было тесно связано с земледелием: от скота получали необходимое удобрение для полей. Особенно ценились в прошлом лошади. Их разводили не только для сельскохозяйственных работ, но и для нужд армии, транспорта. Коров держали в основном для получения молока, а овец — шерсти и мяса. В крепком крестьянском хозяйстве обычно имелось несколько коров, лошадь, десяток овец, свиньи и разная домашняя птица: куры, утки, гуси. Зимой животные содержались в утепленных помещениях — конюшне или хлеву, а в теплое время года паслись на выгонах под присмотром пастуха. Первый обрядовый выгон скота на пастбище был приурочен ко дню св. Георгия Победоносца (Юрьев день, Егорий Вешний — 23 апреля/6 мая), почитавшегося в народе в качестве покровителя домашних животных и лесных зверей.

Отношение к пастуху было двояким. С одной стороны, в пастухи шли самые бедные или увечные крестьяне, неспособные прокормить себя трудом на земле и потому не пользовавшиеся уважением односельчан. С другой стороны, от пастуха зависела сохранность стада, что делало его значимой фигурой сельского сообщества. Помимо денег пастух получал от крестьян, содержавших его «всем миром», одежду и еду. Окончательный расчет производился осенью.

Народные обычаи и обряды праздника Егория Вешнего были направлены на то, чтобы уберечь домашний скот от лесных хищников, обеспечить животным здоровье и хороший приплод. Ранним утром хозяйка дома раскладывала на печной заслонке куски хлеба, посыпанные солью, и скармливала их по очереди каждому из своих животных, приговаривая: «Как заслонка от пода не отстанет, так и моя Христова скотинушка не отставала бы от двора, ходила бы в темных лесах, в зеленых лугах, а дома не забывала бы...» Затем животных выпускали на двор, где хозяин трижды обходил их по кругу против солнца, держа перед собой решето с хлебом, солью, пасхальным яйцом, зажженной свечой и иконой св. Георгия. После этого скот, подхлестываемый «для здоровья» ветками вербы, сгоняли на площадь у церкви и передавали пастуху, который также совершал троекратный обряд стада с молитвами и особыми пастушескими заговорами.

Согласно старинной легенде, ехал однажды Егорий Храбрый дремучим лесом, как вдруг из чащи выскочил голодный волк и вцепился зубами в ногу его белого коня. Всадник ударил хищника копьем. Когда же раненый зверь вскричал: «За что ты бьешь меня, коль я есть хочу ?», Егорий Храбрый указал ему, где искать добычу. Отсюда и известная в прошлом поговорка: «Что у волка в зубах, то Егорий дал».

Лечение домашнего скота было одним из отхожих промыслов. Осенью, после уборки урожая, мужчины, знающие толк в этом деле, расходились по деревням в поисках заработка. В своей практике «скотьи доктора» («коновалы») использовали различные приемы народной медицины: умели делать кровопускания и прижигать раны, знали, когда нужно собирать травы, коренья и как приготовить из них лекарство. Необходимые для лечения инструменты они носили с собой в большом берестяном коробе. Отличительным знаком профессии коновала служила кожаная сумочка для снадобий, к которой спереди крепилась массивная металлическая пластина с изображениями св. Мучеников Флора и Лавра, считавшихся покровителями лошадей.