Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Изборск»
29 сентября 2017

1 октября 2017 года в 14.00 в Музее истории города Печоры состоится открытие выставки Людмилы Давыдовой «Земля псковская», по адресу: г. Печоры, ул. Международная, 6.
Творческий путь художника Людмилы Витальевны Давыдовой неровен. Это сегодня она работает с упоением, отдаёт всё своё время живописи. Однако, так было не всегда, хотя интерес и тяга к искусству, первые попытки самореализации проявились у неё в самом «нежном» возрасте. 
«Дитя войны» - так говорят о родившихся в суровые годы Великой Отечественной. Они хлебнули много горестей, даже, если родились, как Людмила, в Хабаровском крае, далёком от полей битв и военных окопов. (Лишь продолжение Великой Отечественной в войне с Японией приблизило суровую реальность боёв и сражений). Первые послевоенные годы также были нелегки, но, мирная жизнь вступала в свои права. Не только обычная школа занимала девочку, проявлялись творческие увлечения. Начальные профессиональные навыки она приобрела в изостудии Дома пионеров. Учась в Дальневосточном Политехническом институте, посещала Владивостокское художественное училище. Определённое влияние на её дальнейшей профессиональный рост оказали занятия в студии под руководством известного приморского художника Бориса Фёдоровича Лобаса.
А в 1970 году Людмила Витальевна сама начала преподавать, на факультете моделирования одежды в Дальневосточном политехническом институте. Годы спустя, с 1976 по 1999-ый, она уже в Ленинграде – преподаватель дизайна приборов и черчения в Приборостроительном техникуме. Параллельно она учительствовала в Детской художественной школе Московского района, работала со студийцами в гуманитарном центре «ЮНА». Она разрабатывала специальные экспериментальные учебные программы по рисунку и живописи, на которые получила официальные авторские свидетельства. Всего лишь несколько лет, как Людмила Витальевна отошла от активной педагогики.
А когда закончился её собственный период ученичества в искусстве (а он был долгим!), перешедший в поиск определённости в выборе художественного языка? Два последние десятилетия она особенно творчески активна, очень много работает. Уйти от неясности, определившись и формально тоже, не «удариться» во внешнее, обманчивое многообразие, - это для становления художницы стало делом глубоких внутренних борений.
Был в жизни Людмилы Давыдовой ещё один существенный момент, что мог влиять на желание не только самостоятельно творчески трудиться, но и быть индивидуальностью в изобразительном искусстве. Людмила Витальевна долгие годы была спутницей жизни крупного, признанного мастера ленинградского – петербургского искусства А. Д. Захарова (1923 - 2009). Живописец и график, к тому же – известный педагог, Анатолий Захарович был личностью сильной, как принято сейчас говорить, «харизматичной». Не влиять на супругу, просто не получалось, ведь творческим и жизненным опытом он намного превосходил её, а она была рядом.
Искусство Людмилы Давыдовой всегда подразумевает состояние вдохновенности, явно выражающееся в её живописных холстах и картонах. Они узнаваемы, в них она сумела пройти между Сциллой и Харибдой, не растворившись в пучине безликости или подражательности.
Она много путешествовала, к тому приводили жизненны обстоятельства, а также желание увидеть новые города и «веси». И это находило отражение в живописи, помогало обрести новые мотивы. И сегодня излюбленными жанрами Людмилы Давыдовой являются пейзаж и натюрморт, что нашло отражение в экспозиции настоящей выставки.
Пейзажи Русского Севера, средней полосы России, Санкт – Петербурга – вот её приоритеты в искусстве видописи. В чём их привлекательность и обаяние? Они всегда отличаются эмоциональной «захваченностью». Выразительность живописной фактуры в её работах часто достигается пастозными всплесками кисти. Но поиски в этом направлении могут сменяться почти на противоположные устремления – находить в избранном мотиве тональную гармонию.
Душевная привязанность к Псковской земле, особенно к Изборску имеет свою историю. Она измеряется более, чем тремя десятками лет. Решающей, может быть, была поездка вместе с сыном Павлом, тогда студентом Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, а ныне – реставратором Государственного Эрмитажа, в Изборск – место студенческой практики. Людмила Давыдова была покорена этим уголком былинной Русской земли. Изборск дал всплеск её художественным занятиям.
В картинах, посвящённых Псковской земле, доминирует цвет. В них красочность, декоративное начало «отстраняют» любой намёк на отражение бытовых сторон существования этого древнерусского исполина. Пространство изборского пейзажа она порой сводит к плоскости, сближая планы. Композиции может построить и так, что составляющие пейзаж дома, храмы, холмы, деревья, улицы, водные пространства, объединённые на одном полотне, могут быть расположены буквально друг над другом, и читаться как нарядный ковёр. Конечно, неопределённость формы является свойством природного материала, самой натуры. Но, она избегает намеренной деформации натуры, не признаёт её даже в угоду особой декоративности. Переходные состояния природы очень привлекательны для художника, и для Людмилы Давыдовой также. Но прибегать к мелким эффектам она не научилась. И в этом выражаются её устои, творческая позиция, сложившиеяся к нынешнему времени. Специально ли ограничивает себя, точно определяя свои творческие возможности, в основном, жанрами пейзажа и натюрморта, Людмила Давыдова?! Или именно в них она наиболее ярко и достоверно сообщает миру о своих пристрастиях не только творческих, но и жизненных, человеческих!
Увлечённость натюрмортом тоже зиждется на надёжных вечных истинах, давно усвоенных Людмилой Витальевной. Сегодня её работы в этом жанре менее всего выполняют роль «штудий». (Хотя, художник согласна с мнением, что учиться никогда не поздно, а точнее – надо учиться всегда). Но, создавая свои натюрморты, особенно цветочные, она вспоминает ту истину, что цветы могут быть «остатками рая на земле». Ведь потому они и встречаются в первых попытках изображений людьми в самые древние времена. 
Её изображения цветов отличаются разнообразием – композиционным, «ассортиментным», живописно – пластическим. Людмила Давыдова объединяет свои «Цветы» в циклы произведений, стремясь показать зрителю увиденную и восхитившую её «божественную отметину», украшающую земное существование человека. Её цветы отмечены печатью торжества жизни, в котором черпает творческие силы и она сама. 
Ю.В.Мудров, искусствовед, Член СХ РФ.