Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Изборск»

Экспозиция «Изборская палата Русской словесности и Православной веры»

Расположена во флигеле усадьбы купца Анисимова, ул. Печорская, д. 41б.

Флигель дома купца Анисимова, был двухэтажный. Второй этаж — деревянный, использовался для жилья, первый — каменный сдавался изборским купцам в аренду для торговли. В 20-е годы 20 столетия в доме жили эстонские пограничники.

Экспозиция работает с 10.00 до 18.00. 

Вход свободный

Проект и росписи «Изборской палаты»

Академика живописи Петра Оссовского

Тексты к росписям

Лауреата Пушкинской премии Валентина Курбатова и Петра Оссовского


Росписи Изборской палаты,

посвященные Русской словесности и Православной вере.

Мысль о создании духовно-нравственного центра  именно в Изборске, в одном из древнейших русских городов, пришла к художнику не случайно. В месте зарождения Российской государственности он сотворил памятник могучим духовным твердыням, на которых всегда стояла Россия – Православной вере и Русскому слову в лице двух великих людей русской истории и культуры, чья жизнь и деятельность неразрывно связана с древней псково-изборской землей. Далекие друг от друга во времени и одновременно близкие Святая равноапостольная княгиня Ольга, принесшая на русскую землю Православную веру и по преданию родившаяся неподалеку от Пскова и поэт Александр Пушкин, давший России ее современный литературный язык и, проживший долгое время в псковском Михайловском, вблизи которого он и похоронен.

Росписи, посвященные княгине и поэту, является идейным центром всей изборской палаты. Олицетворение русской словесности Александра Сергеевича Пушкина художник изобразил на условном золотистом фоне, напоминающем колорит псковской иконописи, облокотившимся на крыльцо дома в Михайловском. Поэт укутался в плащ и легким касанием изящной руки придерживает его полы, будто прячась от прохладного ветра, он погружен в глубокую думу о судьбах русского народа. Пушкин и Ольга на полотнах Петра Оссовского – это образы, которые существуют вне времени.  

Княгиня Ольга, символизирующая собой православную веру, изображена в лодке, в сильной и властной руке она держит весло. Житие святой Ольги повествует, что недалеко от места своего рождения – села Выбуты, что в Псковской области впервые состоялась встреча ее с будущим супругом. Молодой князь охотился и, желая перебраться через реку Великую, увидел «некоего плывущего в лодке» и подозвал его к берегу. Отплыв от берега, князь обнаружил, что его везет девушка удивительной красоты. Игорь воспылал к ней чувствами и расстался с ней, храня в памяти ее прекрасный образ. Когда пришло время выбирать невесту, в Киев собрали самых красивых девушек княжества. Но ни одна из них не пришлась ему по сердцу. И тогда он вспомнил «дивную в девицах» Ольгу и послал за ней сродника своего князя Олега. Так Ольга стала женой князя Игоря, великой русской княгиней. Такую иконографию художник выбрал не случайно, он изображает Ольгу в простом платье, чтобы подчеркнуть корни мудрой правительницы,  она всю свою жизнь заботилась о своем народе и стала его духовной матерью. 

Святая Ольга положила начало особенного почитания на Руси Пресвятой Троицы. Из века в век передавалось повествование о бывшем ей видении. Она увидела, что над рекой Великой, с востока, сходят с неба «три пресветлых луча». Обращаясь к своим спутникам, бывшим свидетелями видения, Ольга сказала пророчески: «Да будет вам ведомо, что изволением Божиим на этом месте будет церковь во имя Пресвятой и Животворящей Троицы и будет здесь великий и славный град, изобилующий всем». На этом месте Ольга воздвигла крест и основала храм во имя Святой Троицы. Он стал главным собором Пскова — славного града русского, именовавшегося с тех пор «Домом Святой Троицы». Этому преданию Петр Оссовский посвящает свою роспись «Видение и Явь княгини Ольги», с двух сторон которой расположены изображения старца Николая Гурьянова давнего знакомого художника и одного из самых почитаемых духовных наставников Русской Православной Церкви XX века, служившего на Талабских островах, что в Псковском озере и молящейся женщины на фоне изображений Богоматери и Святителя Николая, покровителя Изборска.

Напротив этой стены располагается живописная композиция «Благовест над Изборской землей». Фигура монаха, звонящего в символический невидимый колокол, звон которого беззвучно разливается над просторами изборской земли, прославленной бесчисленными битвами и омытой кровью стойких и бесстрашных защитников рубежей Древней Руси, будто парит между небом и землей, донося благую весть русскому народу.  С двух сторон этих росписей изображены иноки – неустанные паломники святой православной веры на бескрайней русской земле. Художник изображает их на фоне главной святыни Изборска – Никольского собора, который на протяжении многих веков оберегает древний, былинный град.

Роспись «Дорога к храму» посвящена великому событию – возвращению православной веры на русскую землю. Страна глубокой духовной культуры и высокой нравственности вновь обрела тот стержень, на котором она испокон веков держалась. Не смотря на многолетнее поругание, русский человек не переставал молиться и дорога, ведущая к храму, не зарастала.

«Набат» посвящается тому тревожному колокольному звону, который за годы ушедших эпох не раз призывал сплоченный русский народ к  защите неспокойной земли, сопротивлению силам захватчиков и суровой природы. Это последняя роспись в зале, решенном в колорите уникальной и самобытной псковской иконописи. 

В отличии от росписей, находящихся в первом зале и посвященных духу глубокой древности, в следующих залах они отражают современность – людей с историческими профессиями псково-изборского края и землю на которой они испокон веков живут.  Второй зал художник посвящает монументальной живописи древнего Пскова, которая среди всех древнерусских школ обладает самыми определенными и ясными художественными качествами.  На цветовое решение росписей второго зала  мастера вдохновила стенопись Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря, неразрывно связанного с именем архиепископа Нифонта. Онстроился в XII  веке и расписывался практически параллельно самому строительству. Фрески  Спасо-Преображенского собора открывают целую эпоху в древнерусской храмовой стенописи  и оказываются тем ансамблем, который во многом определил пути развития древнерусской монументальной живописи.

На стенах второго зала Изборской палаты Петр Оссовский изображает образы псковичей, среди которых и мастера кузнечных дел, которыми всегда славился Псков. Единственный женский портрет в этом зале – «Псковитянка». Полотно не богато деталями, фигура пожилой женщины изображена на достаточно условном фоне. Таким образом художник дает понять зрителю, что эта роспись – образ русской женщины, жены, матери, на долю которой выпадало немало трудностей, но не смотря ни на что она стоит гордо выпрямив спину и, кажется, ничто не сможет сломить ее дух.

Среди росписей второго зала есть изображение Николы Ратника. Николай  Чудотворец на Руси был и есть самый почитаемый святой. «Русский Бог», как называли его иностранцы в старинных исследованиях, считается покровителем путешествующих, ратников, крестьян, купцов, в особенности — отдающих себя во власть водной стихии. Роспись с изображением святого Николая Чудотворца не случайно появилась на стенах Изборской палаты – испокон веков он считается покровителем древнего города Изборска, который и по сей день называют «Домом святого Николы».

Замыкает экспозицию роспись «Посвящение колориту Псковской иконы».  Об этой живописной композиции сам художник пишет:

«Могучая и былинная, неброская по краскам земная твердь псковского края, с опрокинутым над ней куполом бездонного неба, покрытым покрывалом, напоённых влагой облаков, готовых мгновенно разразиться вселенскими грозами, часто в осеннюю пору озаряется потрясающей симфонией пламенеющих закатов в ясном и прозрачном воздухе северной природы. Эта симфония, льющаяся с высот небесной тверди, украшает жизнь человека необходимым для его души пиршеством красок, которого не достаёт природе. Наверно поэтому редкой красоты божественно - красочный гимн неба отразился на досках псковских икон, где происходит могучее слияние человека и окружающей его среды. Человека и Бога. Так Мир получил уникальное искусство псковских иконописцев, воплотивших райскую жизнь небесных чертогов на своих иконах, озарённую сплавом красок пурпурных закатов и золотистого аурелиона многочисленных отмелей рек и озёр, подаренных природой порубежной псковской земле Великой». 

Перечисленными сюжетами не ограничивается содержание росписей Изборской палаты. Так на стенах ее присутствует псковский «Натюрморт с прапором и наковальней» и несколько ландшафтных пейзажей древней псково-изборской земли. Все росписи, которые располагаются на стенах Изборской палаты – это пейзажи-фрески и портреты-лики,  в которых образ господствует над механическим копированием природы.  

Основные смысловые центры экспозиции росписей – «Видение и Явь княгини Ольги», «Благовест над Изборской землей», «Народные кузнецы Петр и Кирилл» и «Посвящение колориту псковской иконы» выполнены по принципу церковного складня.  По древним свидетельствам, у всех ратников непременно имелся на груди образ в виде тройного складня, с которым он никогда не расставался.Художественное и цветовое решение росписей, основанное на древней псковской живописной традиции и их неразрывная органичная связь со стенами палаты и всем ее интерьером сближают их со средневековой монументальной стенописью, которая всегда являлась мощным средством воздействия на человека.

Росписи Изборской палаты это уникальный замысел Петра Оссовского, который на протяжении нескольких лет развивался, совершенствовался, обретал свою форму и становился одним из важнейших и наиболее значимых произведений за всю многолетнюю художественную жизнь мастера на милой его сердцу исторической земле.

Псково-Изборский край занял достойное место в творчестве мастера, росписи изборской палаты он сам называет завершением своей полувековой художественной жизни на напоенной глубокой истинной красотой и суровым былинным величием Псковщине.

                                                         Вера Оссовская, искусствовед 

Проект «Изборской палаты»-

флигеля дома купца Анисимова 

Предлагается в воссозданном памятнике архитектуре регионального значения флигеля дома купца  Анисимова, расположенного по Печорской улице, создать духовно-нравственный центр, назвав его «Изборская палата», где разместить ряд росписей и литературных текстов, смысл которых в создании духовной атмосферы всей палаты для посетителей.  Вся экспозиция фресок и текстов к ним должна быть наполнена духом глубокой древности наших предков, которые располагали двумя мощными средствами воздействия на человека: живописью (иконопись) и словом (летописные книги и церковные издания). 

Размышляя о содержании росписей, я пришел к выводу, что на стенах палаты должны быть изображены образы двух великих людей русской истории и культуры, жизнь и деятельность которых связана с псково-изборской землей: Святой равноапостольной княгини Ольги, принесшей на эту историческую землю Православную Веру и заложившей основы русской государственности., а так же великого поэта, основателя Русской Словесности Александра Пушкина, поэзия которого обрела на псковской земле глубоко национальный характер и пронизана идеями православия.

 Далее следует роспись «Видение и Явь княгини Ольги», повествующая о летописном видении княгине трех лучей в небе над довмонтовой кручей, на фоне которой изображен Троицкий Собор Псковского кремля в его нынешнем величии. С двух сторон этой росписи расположены изображения  старца Николая Гурьянова, несшего нелегкую пасторскую службу на Талабских островах Псковского озера уже в наши времена и молящейся женщины на фоне изображений Богоматери и Святителя Николая.

На противоположной стене предлагается композиция «Благовест», изображающая монаха-звонаря, символически исполняющего торжественный звон, немые звуки которого разносятся над Изборской крепостью. С двух сторон этой композиции помещены полотна, изображающие двух иноков: мужчину и женщину – посланников Православной Веры. 

При входе в палату – роспись «Набат», который за годы ушедших эпох ни раз призывал к защите и сопротивлению силам захватчиков и суровой природы. На «иконостасной стене» Палаты роспись «Дорога к Храму», повествующая о возвращении Православной Веры на нашу землю, после многолетнего гонения, свидетелями которого мы с Вами являемся.

В центре зала спроектирована подставка с текстами, написанными псковским писателем Валентином Курбатовым, обращенными к росписям на каждой стене, помогающими раскрытию образного решения всей Палаты средствами живописи и слова. Палата должна гармонировать с архитектурной инфраструктурой Изборска, то есть быть небольших размеров, где идея человеческой соразмерности созвучна идее древнего величия. Осуществление этого проекта должно нести людям, приезжающим на эту землю и живущих на ней, поэзию слова и кисти, которые донесли до наших дней мощь, культуру и величие деяний людей далеких эпох, положенных на алтарь традиций, на которых всегда стояла Русская Земля. 

Описанные выше росписи посвящены духу глубокой древности, тогда  как в следующих двух палатах росписи отражают современный ландшафт и людей с историческими профессиями псковской земли: кузнечных дел мастеров и мастеров рыбной ловли, знаменитых на всю Россию.

Замыкает экспозицию роспись «Посвящение псковской иконе». Мощные и яркие закаты, восполняющие недостающую цветность сурового порубежного края, служили древним иконописцам цветовым камертоном в написании икон. Так живет в России и мире уникальная живопись псковской иконы, суть которой должна быть выражена в росписях Изборской Палаты.

Народный художник СССР

Лауреат Государственной премии СССР и

Международной премии им. М.А. Шолохова

Действительный член Российской академии художеств

Почетный гражданин г. Пскова

Петр Оссовский

ОБРАЩЕНИЕ К ЖИТЕЛЯМ И ГОСТЯМ ИЗБОРСКА 

Росписи изборской палаты явились достойным завершением моей многолетней художественной жизни на милой моему сердцу исторической псковской земле, напоённой глубокой истинной красотой и суровым былинным величием.

Современник Пушкина поэт Языков писал об этих местах:

В стране, где славной старины
Не все следы истреблены,
Где сердцу русскому доныне
Красноречиво говорят:
То стен полуразбитых ряд
И вал на каменной вершине,
То одинокий древний храм
Среди беспажитной поляны,
То благородные курганы
По зеленеющим брегам….

Он называл псковскую землю «места священные Музе Русской».

         Помните! Россия всегда стояла на могучих духовных твердынях православной Веры и великого русского Слова. Этому и посвящён мой труд, идея которого – смысл, облечённый в красоту.

П.Оссовский

ТЕКСТЫ К РОСПИСЯМ 

НАБАТ

Редко была покойна Изборская земля. Вдруг озарялось небо стягом пожаров, и тогда летел с колоколен и звонниц рвущий сердце набат, поднимал слободы и монастыри, проникал за тяжелые ставни и засовы. Звонари, срывая кожу на руках, ударяли к осаде, и это было их первым боем, а когда поднимали народ вовремя, то и первой победой. Пело жадное пламя, пожирая посады. Поднимались старые и малые (да и не было в беду малых — все были велики). Оставляли свое ремесло каменщики, ломцы плиты, стенщики. Целовали материнские охранительные кресты, брали не успевшее остыть с прошлой битвы оружие, и шли к Николе. И иноки, надев схиму, оставляли молитву, а крестьяне лемеха плугов, чтобы, поцеловав хоругвь, сменить плуги на мечи, и слышались тогда в звоне колоколов, литых из ратной меди, гром оружия, ржанье коней, плач жен, предчувствующих вдовство, и властное обещание победы. И Русь опять была спасена и ограждена «от богопротивныя силы». 

РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ И ПРАВОСЛАВНАЯ ВЕРА

Стоят перед Россией, как перед Крестом, Слово и Образ, «солнце русской поэзии» Александр Пушкин и равноапостольная княгиня Ольга. Поэт, давший России светлую речь, и Княгиня, первой принявшая Православную веру, — добрые гении, единым трудом скрепившие русское сердце в духовно строгое целое, в котором вера объемлет душу, а душа творит культуру. Далекие друг от друга во времени, потому что у истории долгие сроки, но промыслительно близкие в земных пространствах — сто с небольшим верст от святых псковских Выбут до благословенного псковского Михайловского. В разное время позвала обоих древняя земля для великого дела строительства русской души, и оба услышали историю как властное задание. И выполнили это задание, прорастая в нас Святой Живоначальной Троицей и чудом неисчерпаемого русского языка, небесным духом и земной душой высшего Просвещения. Спокойно росло с ними русское сердце, таинственно и прочно соединяя молитву и слово в единое живое духовное делание — от слова к слову, от имени к имени. И если обернемся уже в сегодняшний день, то и спустя десятилетие после кончины, как святое эхо того небесного духа, залитский старец Николай Гурьянов и печорский инок Иоанн Крестьянкин, как святая застава на храмовой дороге Руси, как неустанное напоминание, что Родина есть Господня тайна и неустанное жертвенное служение.

БЛАГОВЕСТ

Поднимитесь на старое городище в Изборске золотым утром, когда едва встает солнце, встаньте в Пскове у Ольгинской часовни перед светлым собором Троицы над Великой или выйдите из Никольского храма на острове Залита после всенощной, когда солнце уже лежит на водах Псковского озера и облака наливаются алым жаром, и мир притихает в сосредоточенном безмолвии. Вы вдруг увидите, что утро зовет вас к благословению дня и благодарной молитве за чудо жизни, а садящееся солнце ищет колокольного звона. А когда к ночи потянется по долинам кадильный дым туманов и зажгутся лампады звезд, душа разом увидит, что вся земля — храм и икона. Здесь собиралась молодая Русь красным звоном. Вставал храм, и владыка или иерей кропили колокол святой водой, и летел над долинами, ратными полями и озерами неувядаемый звон. И с того святого дня благовестили колокола к заутрене и обедне, христосовались звоном на Пасху, радовали русский слух. И не уставал звон неугасимый, спасительный, гремела медная нерушимая хвала. И стоял человек под звоном еще может быть не на небе, но уже и не на земле, в ясном Христовом свете. Храм мира открыт глазам под светлый благовест воскрешающего звона!

Отсюда есть пошла земля русская.

ДОРОГА К ХРАМУ

На пороге тысячелетия Крещения Руси прозвучала задевшая каждое русское сердце фраза: «Зачем нужна дорога, если она не ведет к Храму?» Мы успели узнать бесплодность дороги, в конце которой не Бог, а своеволие, и теперь, идя вперед в необратимой истории, должны возвратиться душой к развилке, с которой свернули не туда, и идти уже под Господней рукой. Как с верой и волей шли наши прадеды, начинавшие день и труд в мире и войне крестным знамением. Мечи наших князей стояли крестами в Живоначальной Троице, напоминая о славе, а чудотворные печорские иконы Умиление и Успение Владычицы в трудный час вставали в ряды ратников, подкрепляя их силы. И сегодня только подними глаза к синему родному небу, и оно наклонится к тебе Божьей любовью, потому что даже и в самые глухие годы храмовая дорога не зарастала окончательно и не умолкала молитва русского человека.

ПОСВЯЩЕНИЕ КОЛОРИТУ ПСКОВСКОЙ ИКОНЫ.

Могучая и былинная, неброская по краскам земная твердь псковского края, с опрокинутым над ней куполом бездонного неба, покрытым покрывалом, напоённых влагой облаков, готовых мгновенно разразиться вселенскими грозами, часто в осеннюю пору озаряется потрясающей симфонией пламенеющих закатов в ясном и прозрачном воздухе северной природы. Эта симфония, льющаяся с высот небесной тверди, украшает жизнь человека необходимым для его души пиршеством красок, которого не достаёт природе. Наверно поэтому редкой красоты божественно - красочный гимн неба отразился на досках псковских икон, где происходит могучее слияние человека и окружающей его среды. Человека и Бога. Так Мир получил уникальное искусство псковских иконописцев, воплотивших райскую жизнь небесных чертогов на своих иконах, озарённую сплавом красок пурпурных закатов и золотистого аурелиона многочисленных отмелей рек и озёр, подаренных природой порубежной псковской земле Великой России.

П.Оссовский

ПАМЯТЬ

В стране, где славной старины
Не все следы истреблены,
Где сердцу русскому доныне
Красноречиво говорят:
То стен полуразбитых ряд

И вал на каменной вершине,
То одинокий древний храм
Среди беспажитной поляны,
То благородные курганы
По зеленеющим брегам...

Такой окликал здесь двести лет назад родную историю счастливый пушкинский друг поэт Николай Языков. Сегодня мы приходим сюда не для одного воспоминания, а для духовного укрепления, потому что здесь наша вера под взглядом великого прошлого наливается забытой силой, а сила крепится воскресающей верой. Приходим, чтобы исцелиться от раздробленности и воскресить в себе русское сердце, в котором разум и вера, напряжение подвига и размеренность труда, ясность духа и мужество мысли отданы материнской Родине, которая есть не только наше наследие, но и наше задание перед Богом. Приходим, чтобы не умолкала молитва о тех, кто держал эту землю, кто все испытал, все преодолел и тем построил и наше национальное самосознание, как храм до креста. Под живой водой Словенских ключей сердце наше срастается для вечной любви к сокровенной в своей красоте Родине, любовь к которой есть акт необходимого духовного самоопределения. На этих полях словно написано и завещано это нам великим поэтом:

Два чувства дивно близки нам
В них обретает сердце пищу:
Любовь к отеческим гробам,
Любовь к родному пепелищу.

На них основано от века
По воле Бога самого
Самостоянье человека,
Залог величия его.

 

 

 

Фотографии экспозиции "Изборская палата Русской словесности и Православной веры"

Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы