Изборская палата

Изборская палата Русской словесности и Православной веры

Проект и росписи «Изборской палаты» –  Академика живописи Петра Оссовского.

Тексты к росписям – Лауреата Пушкинской премии Валентина Курбатова и Петра Оссовского.

 

Мысль о создании духовно-нравственного центра именно в Изборске, в одном из древнейших русских городов, пришла к художнику не случайно. В месте зарождения Российской государственности он сотворил памятник могучим духовным твердыням, на которых всегда стояла Россия – Православной вере и Русскому слову в лице двух великих людей русской истории и культуры, чья жизнь и деятельность неразрывно связана с древней псково-изборской землей. Далекие друг от друга во времени и одновременно близкие Святая равноапостольная княгиня Ольга, принесшая на русскую землю Православную веру и по преданию родившаяся неподалеку от Пскова, и поэт Александр Пушкин, давший России ее современный литературный язык и, проживший долгое время в псковском Михайловском, вблизи которого он и похоронен.

 

Росписи, посвященные княгине и поэту, является идейным центром всей изборской палаты. Олицетворение русской словесности Александра Сергеевича Пушкина художник изобразил на условном золотистом фоне, напоминающем колорит псковской иконописи, облокотившимся на крыльцо дома в Михайловском. Поэт укутался в плащ и легким касанием изящной руки придерживает его полы, будто прячась от прохладного ветра, он погружен в глубокую думу о судьбах русского народа. Пушкин и Ольга на полотнах Петра Оссовского – это образы, которые существуют вне времени.  

 

Княгиня Ольга, символизирующая собой православную веру, изображена в лодке, в сильной и властной руке она держит весло. Житие святой Ольги повествует, что недалеко от места своего рождения – села Выбуты, что в Псковской области впервые состоялась встреча ее с будущим супругом. Молодой князь охотился и, желая перебраться через реку Великую, увидел «некоего плывущего в лодке» и подозвал его к берегу. Отплыв от берега, князь обнаружил, что его везет девушка удивительной красоты. Игорь воспылал к ней чувствами и расстался с ней, храня в памяти ее прекрасный образ. Когда пришло время выбирать невесту, в Киев собрали самых красивых девушек княжества. Но ни одна из них не пришлась ему по сердцу. И тогда он вспомнил «дивную в девицах» Ольгу и послал за ней сродника своего князя Олега. Так Ольга стала женой князя Игоря, великой русской княгиней. Такую иконографию художник выбрал не случайно, он изображает Ольгу в простом платье, чтобы подчеркнуть корни мудрой правительницы, она всю свою жизнь заботилась о своем народе и стала его духовной матерью.

 

Святая Ольга положила начало особенного почитания на Руси Пресвятой Троицы. Из века в век передавалось повествование о бывшем ей видении. Она увидела, что над рекой Великой, с востока, сходят с неба «три пресветлых луча». Обращаясь к своим спутникам, бывшим свидетелями видения, Ольга сказала пророчески: «Да будет вам ведомо, что изволением Божиим на этом месте будет церковь во имя Пресвятой и Животворящей Троицы и будет здесь великий и славный град, изобилующий всем». На этом месте Ольга воздвигла крест и основала храм во имя Святой Троицы. Он стал главным собором Пскова — славного града русского, именовавшегося с тех пор «Домом Святой Троицы». Этому преданию Петр Оссовский посвящает свою роспись «Видение и Явь княгини Ольги», с двух сторон которой расположены изображения старца Николая Гурьянова давнего знакомого художника и одного из самых почитаемых духовных наставников Русской Православной Церкви XX века, служившего на Талабских островах, что в Псковском озере и молящейся женщины на фоне изображений Богоматери и Святителя Николая, покровителя Изборска. Напротив этой стены располагается живописная композиция «Благовест над Изборской землей».

 

Фигура монаха, звонящего в символический невидимый колокол, звон которого беззвучно разливается над просторами изборской земли, прославленной бесчисленными битвами и омытой кровью стойких и бесстрашных защитников рубежей Древней Руси, будто парит между небом и землей, донося благую весть русскому народу.  С двух сторон этих росписей изображены иноки – неустанные паломники святой православной веры на бескрайней русской земле. Художник изображает их на фоне главной святыни Изборска – Никольского собора, который на протяжении многих веков оберегает древний, былинный град.

 

Роспись «Дорога к храму» посвящена великому событию – возвращению православной веры на русскую землю. 

Страна глубокой духовной культуры и высокой нравственности вновь обрела тот стержень, на котором она испокон веков держалась. Не смотря на многолетнее поругание, русский человек не переставал молиться и дорога, ведущая к храму, не зарастала.

 

«Набат» посвящается тому тревожному колокольному звону, который за годы ушедших эпох не раз призывал сплоченный русский народ к защите неспокойной земли, сопротивлению силам захватчиков и суровой природы. Это последняя роспись в зале, решенном в колорите уникальной и самобытной псковской иконописи. 

 

В отличии от росписей, находящихся в первом зале и посвященных духу глубокой древности, в следующих залах они отражают современность – людей с историческими профессиями псково-изборского края и землю на которой они испокон веков живут.  Второй зал художник посвящает монументальной живописи древнего Пскова, которая среди всех древнерусских школ обладает самыми определенными и ясными художественными качествами.  На цветовое решение росписей второго зала мастера вдохновила стенопись Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря, неразрывно связанного с именем архиепископа Нифонта. Он строился в XII веке и расписывался практически параллельно самому строительству. Фрески Спасо-Преображенского собора открывают целую эпоху в древнерусской храмовой стенописи и оказываются тем ансамблем, который во многом определил пути развития древнерусской монументальной живописи.

 

На стенах второго зала Изборской палаты Петр Оссовский изображает образы псковичей, среди которых и мастера кузнечных дел, которыми всегда славился Псков. Единственный женский портрет в этом зале – «Псковитянка».

 Полотно не богато деталями, фигура пожилой женщины изображена на достаточно условном фоне. Таким образом художник дает понять зрителю, что эта роспись – образ русской женщины, жены, матери, на долю которой выпадало немало трудностей, но не смотря ни на что она стоит гордо выпрямив спину и, кажется, ничто не сможет сломить ее дух.

 

Среди росписей второго зала есть изображение Николы Ратника. Николай Чудотворец на Руси был и есть самый почитаемый святой. «Русский Бог», как называли его иностранцы в старинных исследованиях, считается покровителем путешествующих, ратников, крестьян, купцов, в особенности — отдающих себя во власть водной стихии. Роспись с изображением святого Николая Чудотворца не случайно появилась на стенах Изборской палаты – испокон веков он считается покровителем древнего города Изборска, который и по сей день называют «Домом святого Николы».

 

Замыкает экспозицию роспись «Посвящение колориту Псковской иконы».  Об этой живописной композиции сам художник пишет:

«Могучая и былинная, неброская по краскам земная твердь псковского края, с опрокинутым над ней куполом бездонного неба, покрытым покрывалом, напоённых влагой облаков, готовых мгновенно разразиться вселенскими грозами, часто в осеннюю пору озаряется потрясающей симфонией пламенеющих закатов в ясном и прозрачном воздухе северной природы. Эта симфония, льющаяся с высот небесной тверди, украшает жизнь человека необходимым для его души пиршеством красок, которого не достаёт природе. Наверно поэтому редкой красоты божественно – красочный гимн неба отразился на досках псковских икон, где происходит могучее слияние человека и окружающей его среды. Человека и Бога. Так Мир получил уникальное искусство псковских иконописцев, воплотивших райскую жизнь небесных чертогов на своих иконах, озарённую сплавом красок пурпурных закатов и золотистого аурелиона многочисленных отмелей рек и озёр, подаренных природой порубежной псковской земле Великой». 

Перечисленными сюжетами не ограничивается содержание росписей Изборской палаты. Так на стенах ее присутствует псковский «Натюрморт с прапором и наковальней» и несколько ландшафтных пейзажей древней псково-изборской земли. Все росписи, которые располагаются на стенах Изборской палаты – это пейзажи-фрески и портреты-лики,  в которых образ господствует над механическим копированием природы.  

 

Основные смысловые центры экспозиции росписей – «Видение и Явь княгини Ольги», «Благовест над Изборской землей», «Народные кузнецы Петр и Кирилл» и «Посвящение колориту псковской иконы» выполнены по принципу церковного складня.  По древним свидетельствам, у всех ратников непременно имелся на груди образ в виде тройного складня, с которым он никогда не расставался. Художественное и цветовое решение росписей, основанное на древней псковской живописной традиции, и их неразрывная органичная связь со стенами палаты и всем ее интерьером сближают их со средневековой монументальной стенописью, которая всегда являлась мощным средством воздействия на человека.

 

Росписи Изборской палаты это уникальный замысел Петра Оссовского, который на протяжении нескольких лет развивался, совершенствовался, обретал свою форму и становился одним из важнейших и наиболее значимых произведений за всю многолетнюю художественную жизнь мастера на милой его сердцу исторической земле.

 

Псково-Изборский край занял достойное место в творчестве мастера, росписи изборской палаты он сам называет завершением своей полувековой художественной жизни на напоенной глубокой истинной красотой и суровым былинным величием Псковщине.

Изборск, ул.Печорская, 41а

Перейти к содержимому