22 октября православный мир чтит образ Корсунской Божией Матери.
Изборск – символ российской государственности, мужества, верности Отечеству, незыблемости веры и убеждений, место паломничества к православным святыням, одной из которых является Корсунская икона Божией Матери, принесенная на Русь святым равноапостольным князем Владимиром из Корсуни. Издревле изборяне считают её небесной покровительницей и своей заступницей, почитают «от неистовств нашествия иноплеменных ограждение наше».
Особо чтимый изборянами образ Корсунской Божьей матери, волею земной и небесной истории связал в веках и пространстве два города – древний Херсонес (Корсунь) и средневековый Изборск.
Как это произошло?
Псковская земля – родина двух великих государственных деятелей, определивших историческую судьбу изначальной Руси: Святой Равноапостольной Княгини Ольги и ее внука – князя Владимира, в 988-м году крестившего Русь. И бабушка, и её внук, ставший Крестителем Руси, родились неподалеку от Пскова: Ольга – в селе Выбуты, а Владимир – в ее семейной вотчине, деревне Будник. В 988 году князь Владимир предпринял поход в Корсунь для помощи Византийской империи.
Там, в Косуни он и принял христианство, и вывез на Родину «священные дары», мощи святого папы Римского Климента, церковные сосуды и иконы, в том числе и Корсунскую икону Божьей матери. По преданию, именно Корсунская Богоматерь в 1657 году спасла Изборск от нашествия и разорения шведов. Враг тогда взял соседний город Печоры, но не дошел до Изборска, и Корсунская Богородица на все оставшиеся века стала в Изборске особо чтимой иконой.
Весь это без всяких гипербол чудесный, провиденциальный исторический сюжет и вдохновил нас и наших коллег на совместный межмузейный выставочный проект под названием «Корсунская легенда» – уникальную выставку, собранную и созданную из коллекций замечательных российских музеев: Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический», Государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника «Изборск» и Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» при участии Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина. Выставка «Корсунская легенда» стала ярким и запоминающимся культурным событием в духовной жизни Псковской области и всей России.
Корсунский образ Богоматери относится к иконописному типу «Умиление» («Елеуса»). Название происходит от греческого слова «ελεος» – сострадание, милость. Основная тема иконографии Богоматери «Елеуса» – тема любви – раскрывается в различных аспектах. С одной стороны, икона являет материнскую любовь и нежность Пречистой Девы к Своему Сыну, что выражено сопряжением нимбов и взаимоприкосновением двух ликов; с другой стороны, напоминает о будущих страданиях Богомладенца, Крестной жертвы как высшего выражения любви Бога к человечеству. По преданию, образ был написан святым евангелистом Лукой в малоазийском городе Ефесе.
У стен Изборской крепости, в районе Талавской башни, на месте древнего могильника, обложенного каменными плитами и крестами, выстроена каменная часовня Корсунской Божией Матери. Проект разработал известный петербургский архитектор Александр Игнатьевич Владовский (1876, Санкт-Петербург – 1950, Таллин).
Для изборян строительство часовни было своеобразным патриотическим актом по отношению к древним традициям исконно русской земли. Глубоко закономерно участие в этом проекте заслуженного мастера романтического неорусского стиля Александра Владовского. Для его работ характерно творческое переосмысление традиций русской архитектуры.
На восточной стене есть закладная доска с надписью: «Проект часовни – дар художника-архитектора Александра Игнатьевича Владовского». На другой доске сохранился текст с датой закладки здания. В восточной и западной стенах находятся закладной крест и деталь древнего креста из бывшего здесь могильника.
Изборская часовня Корсунской Божией Матери – одно из лучших произведений зодчего в неорусском стиле; редкий и весьма значительный образец архитектуры, продолжающий лучшие традиции Древней Руси. Она не только вписалась в ансамбль крепости, но и стала важным градостроительным акцентом исторического Изборска.