Из истории музейного предмета: патефон XX века

В экспозиции дома купца Шведова представлен очень редкий и необычный патефон в тумбе британской фирмы «Mostyl». Такие устройства стоили больших денег и были очень популярны в первой половине XX века. Кроме своего прямого назначения – функции прослушивания грампластинок, аппарат имел высокую эстетическую ценность как предмет интерьера для залов и комнат.

На массовых мероприятиях Русского культурно-просветительного общества в Изборске патефон использовался для привлечения молодёжи. После собраний, концертов или театральных постановок часто устраивались танцевальные вечера, где непременно был патефон, на котором играли грампластинки с модной на то время музыкой.

Кроме патефона «Mostyl», в экспозиции представлены 2 грампластинки: первая – это грампластинка лейбла «Parlophone Records» Петербургской студии «Звукопись», выпускавшей свои пластинки с 1911 по 1913 год. На ней записана песня «Последний нонешний денёчек» конца XIX – начала XX века. Эту песню пели во время проводов на военную службу. На обратной стороне записана народная песенная переработка баллады поэта и драматурга Николая Соколова «Пожар московский», которая была посвящена пожару в Москве в 1812 году.

Вторая грампластинка – «Gramophone “Melba” Record» в обложке лейбла «His Master’s Voice». На пластинке представлена песня «Come back to Erin», запись которой датируется сентябрем 1905 года.

К концу 1950-х эпоха патефонов закончилась. На смену патефонам пришли электрофоны и магнитофоны, катушечные и кассетные, а уже в 1990-е годы настала эра цифровой звукозаписи. Однако до сих пор некоторые меломаны-ценители предпочитают слушать музыку именно с патефона, полагая, что это старинное звукоснимающее устройство даёт особое «теплое» звучание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к содержимому