Акварели Льва Катаева

Photo 2025 06 23 11 45 26
Лев Катаев. Изборск. Никольский храм на Городище. Бумага, графический карандаш, акварель. Около 1958–1962

Акварели Льва Катаева

Творческая биография архитектора и художника Льва Павловича Катаева (1928–2000) тесно связана с Псковщиной. В середине 1950-х он участвовал в реставрации храмов, здесь же вместе с архитектором Всеволодом Смирновым стал автором трех монументальных проектов – Памятника-маяка героям Гражданской  войны на острове Залита на Псковском озере (1967, совместно с Михаилом Титовым),  комплекса в честь победы Александра Невского на месте Ледового побоища на Чудском озере (1968, совместно с Владимиром Васильковским и Владимиром Зуевым) и Памятника неизвестному солдату в Пскове (1975, совместно с Владимиром Васильковским).

Img 20250623 111237 edit 187606714149943
Лев Катаев за рабочим столом. 1953

Лев Катаев родился в Ленинграде в семье инженера, учился на архитектурном факультете Ленинградского инженерно-строительного института (1947–1953), где архитектуру преподавали Андрей Оль и Сергей Евдокимов, живопись – Никас Подберезский, рисунок – Александр Ведерников. В 1953 году он продолжил образование в школе-мастерской Ивана Жолтовского в Москве, где затем работал в институтах «ГИДРОПРОЕКТ» (1953), «Моспроект-1» (1961–1964), ЦНИИЭП учебных зданий (1964–1967), «ГИПРОТЕАТР» (1954–1961, 1967–1991).

Среди важнейших реализованных построек Катаева разработанные в соавторстве – здание Камчатского областного драматического театра в Петропавловске-Камчатском (1964), Дом культуры в Дархане в Монголии (1979), цирк в Пномпене в Камбодже (1985–1991, позднее переоснащен в Молодежный культурный центр), первая очередь Фондохранилища Эрмитажа (1985–1988).

Свободное от проектирования время Лев Катаев посвящал рисованию и, прежде всего, работе в технике акварели, владение которой несомненно связно с его учебой у ленинградского живописца и графика Александра Ведерникова.

О признании художественного творчества Льва Катаева свидетельствует тот факт, что его работы имеются в фондах Государственной Третьяковской галереи, Государственного историко-архитектурного, художественного и ландшафтного музея-заповедника «Царицыно», Государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника «Изборск», Государственного музея Палехского искусства и ряда других, а также в частных собраниях России, Швейцарии, Франции, США, Израиля.

Photo 2025 06 23 11 45 26
Лев Катаев. Изборск. Никольский храм на Городище. Бумага, графический карандаш, акварель. Около 1958–1962
Photo 2025 06 23 12 31 29
Малы. Летний день. Конец 1950-х

В 1950–1960-е годы, приезжая в Псков, Изборск, деревню Малы, где был дом его друга – Всеволода Смирнова, Катаев много работал рядом с ним. Художники часто писали одни и те же мотивы и, вероятно, влияли друг на друга. Их произведения этого времени похожи. Катаев использовал тот же прием одинаковых по цвету пятен, как бы инкрустированных в изображение, что настойчиво напоминает изобразительное искусство модерна («Отражения. Деревья у реки», «Ледоход. Москва-река», оба – 1956). Он также применял набрызгивание воды на лист, покрытый акварелью («Закат над лесом», конец 1950-х) или снимал мокрой кистью краску с бумаги, осветляя отдельные участки изображения («Малы. Летний день», конец 1950-х). В его пейзажах так же, но более интенсивно, загораются оттенки красного и желтого цветов, подчас напоминая о преподавателе Академии художеств Рудольфе Френце («Псковская ГЭЦ», 1962) и об экспрессионизме Эдварда Мунка («Этюд в багровых тонах», середина 1960-х).

Существенным отличием от Смирнова является то, что многочисленные сооружения в пейзажах Катаева показаны с большим вниманием к деталям, художник стремился проанализировать и запечатлеть построение архитектурного ансамбля. Его произведения конца 1950-х – начала 1960-х годов в духе времени часто посвящены изображению древнерусского зодчества. Это – акварели архитектора, более того – выпускника ЛИСИ («Борисоглебский монастырь. Надвратная церковь», конец 1950-х).

В 1970-е стилистика графики Льва Катаева резко изменилась. Он перешел к работе точкой или отдельными мелкими мазками. Кропотливый многодельный труд сближал его крупноформатные акварели с миниатюрой. Разноцветные точки собирались в более крупные формы, изображение как бы формировалось из легкого марева над поверхностью листа, складывалось в глазах смотрящего.

Так причудливо проявлялся интерес многих учеников Александра Ведерникова к изучению эффектов восприятия цвета, к дивизионизму, хотя эта стилистика бесконечно далека от акварельной живописи самого Ведерникова, который работал широко, быстро, alla prima. Тем не менее Катаев пользовался советами учителя: построение композиции он начинал с поиска динамической кривой, как рекомендовал Ведерников.

Img 20250623 112610 edit 188631919174448
Церковь Богоявления, 1990
Img 20250623 111551 edit 187861412388752
Лев Катаев. Псков. Гремячая башня. Бумага, акварель. 1982.

Поздний стиль работ Льва Катаева, если исключить прием применения мелкого мазка, находил перекличку с работами другого преподавателя ЛИСИ – Никаса Подберезского, две акварели которого, принадлежавшие Льву Катаеву, могли служить предметом изучения и подвигнуть на эксперименты. Дробные формы с множеством мелких деталей, интерес к вертикальным форматам – всё указывает на связь с этим автором, казавшимся таким чужим внутри советской высшей школы послевоенного времени.

Престарелый профессор с 1937 года заведовал кафедрой рисунка и живописи и умер в год выпуска Катаева из ЛИСИ. Еще в 1900 году Подберезский окончил Императорскую Академию художеств, до последних дней он продолжал работать в стилистике модерна. Его пейзажи родственны Киммерии Константина Богаевского и Максимилиана Волошина. В воспоминаниях Катаев называл Подберезского сподвижником архитекторов Василия Косякова и Ивана Жолтовского. Во второй половине жизни он вернулся к изучению его художественного почерка и исполнил в такой же тщательной реалистической манере целый ряд пейзажей, натюрмортов, портретов. Среди них акварели, посвященные средневековой архитектуре, – «Плоская башня Псковского кремля», «Гремячая башня. Псков» (1970-е), «Церковь Богоявления с Запсковья» (1990). Все они неоднократно экспонировались на персональных выставках Катаева. Вариант последней находится в собрании Псковского музея-заповедника.

Img 20250623 111306 edit 187592584474063
Всеволод Смирнов и Лев Катаев. 1964

На выставке в Московском доме архитектора в 2019 году акварели Катаева увидел Валентин Курбатов, который посвятил статью «Трое в лодке» друзьям и сокурсникам – Льву Катаеву, Всеволоду Смирнову и Борису Скобельцыну. Он восхищался не только их деятельностью в качестве реставраторов, но и умением увлечься объектом исследования и продолжить работу в других сферах – художественной ковке, фотографии или акварели. Связь с древним зодчеством Пскова питала творчество Катаева на протяжении всей жизни, а общение с друзьями юности не только поддерживало, но и вдохновляло.

Александра Ивановна Струкова,

кандидат искусствоведения,

заведующая отделом графики ХХ века Государственной Третьяковской галереи,

старший научный сотрудник Государственного института искусствознания

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к содержимому