Акварели Льва Катаева
Творческая биография архитектора и художника Льва Павловича Катаева (1928–2000) тесно связана с Псковщиной. В середине 1950-х он участвовал в реставрации храмов, здесь же вместе с архитектором Всеволодом Смирновым стал автором трех монументальных проектов – Памятника-маяка героям Гражданской войны на острове Залита на Псковском озере (1967, совместно с Михаилом Титовым), комплекса в честь победы Александра Невского на месте Ледового побоища на Чудском озере (1968, совместно с Владимиром Васильковским и Владимиром Зуевым) и Памятника неизвестному солдату в Пскове (1975, совместно с Владимиром Васильковским).

Лев Катаев родился в Ленинграде в семье инженера, учился на архитектурном факультете Ленинградского инженерно-строительного института (1947–1953), где архитектуру преподавали Андрей Оль и Сергей Евдокимов, живопись – Никас Подберезский, рисунок – Александр Ведерников. В 1953 году он продолжил образование в школе-мастерской Ивана Жолтовского в Москве, где затем работал в институтах «ГИДРОПРОЕКТ» (1953), «Моспроект-1» (1961–1964), ЦНИИЭП учебных зданий (1964–1967), «ГИПРОТЕАТР» (1954–1961, 1967–1991).
Среди важнейших реализованных построек Катаева разработанные в соавторстве – здание Камчатского областного драматического театра в Петропавловске-Камчатском (1964), Дом культуры в Дархане в Монголии (1979), цирк в Пномпене в Камбодже (1985–1991, позднее переоснащен в Молодежный культурный центр), первая очередь Фондохранилища Эрмитажа (1985–1988).
Свободное от проектирования время Лев Катаев посвящал рисованию и, прежде всего, работе в технике акварели, владение которой несомненно связно с его учебой у ленинградского живописца и графика Александра Ведерникова.
О признании художественного творчества Льва Катаева свидетельствует тот факт, что его работы имеются в фондах Государственной Третьяковской галереи, Государственного историко-архитектурного, художественного и ландшафтного музея-заповедника «Царицыно», Государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника «Изборск», Государственного музея Палехского искусства и ряда других, а также в частных собраниях России, Швейцарии, Франции, США, Израиля.


В 1950–1960-е годы, приезжая в Псков, Изборск, деревню Малы, где был дом его друга – Всеволода Смирнова, Катаев много работал рядом с ним. Художники часто писали одни и те же мотивы и, вероятно, влияли друг на друга. Их произведения этого времени похожи. Катаев использовал тот же прием одинаковых по цвету пятен, как бы инкрустированных в изображение, что настойчиво напоминает изобразительное искусство модерна («Отражения. Деревья у реки», «Ледоход. Москва-река», оба – 1956). Он также применял набрызгивание воды на лист, покрытый акварелью («Закат над лесом», конец 1950-х) или снимал мокрой кистью краску с бумаги, осветляя отдельные участки изображения («Малы. Летний день», конец 1950-х). В его пейзажах так же, но более интенсивно, загораются оттенки красного и желтого цветов, подчас напоминая о преподавателе Академии художеств Рудольфе Френце («Псковская ГЭЦ», 1962) и об экспрессионизме Эдварда Мунка («Этюд в багровых тонах», середина 1960-х).
Существенным отличием от Смирнова является то, что многочисленные сооружения в пейзажах Катаева показаны с большим вниманием к деталям, художник стремился проанализировать и запечатлеть построение архитектурного ансамбля. Его произведения конца 1950-х – начала 1960-х годов в духе времени часто посвящены изображению древнерусского зодчества. Это – акварели архитектора, более того – выпускника ЛИСИ («Борисоглебский монастырь. Надвратная церковь», конец 1950-х).
В 1970-е стилистика графики Льва Катаева резко изменилась. Он перешел к работе точкой или отдельными мелкими мазками. Кропотливый многодельный труд сближал его крупноформатные акварели с миниатюрой. Разноцветные точки собирались в более крупные формы, изображение как бы формировалось из легкого марева над поверхностью листа, складывалось в глазах смотрящего.
Так причудливо проявлялся интерес многих учеников Александра Ведерникова к изучению эффектов восприятия цвета, к дивизионизму, хотя эта стилистика бесконечно далека от акварельной живописи самого Ведерникова, который работал широко, быстро, alla prima. Тем не менее Катаев пользовался советами учителя: построение композиции он начинал с поиска динамической кривой, как рекомендовал Ведерников.


Поздний стиль работ Льва Катаева, если исключить прием применения мелкого мазка, находил перекличку с работами другого преподавателя ЛИСИ – Никаса Подберезского, две акварели которого, принадлежавшие Льву Катаеву, могли служить предметом изучения и подвигнуть на эксперименты. Дробные формы с множеством мелких деталей, интерес к вертикальным форматам – всё указывает на связь с этим автором, казавшимся таким чужим внутри советской высшей школы послевоенного времени.
Престарелый профессор с 1937 года заведовал кафедрой рисунка и живописи и умер в год выпуска Катаева из ЛИСИ. Еще в 1900 году Подберезский окончил Императорскую Академию художеств, до последних дней он продолжал работать в стилистике модерна. Его пейзажи родственны Киммерии Константина Богаевского и Максимилиана Волошина. В воспоминаниях Катаев называл Подберезского сподвижником архитекторов Василия Косякова и Ивана Жолтовского. Во второй половине жизни он вернулся к изучению его художественного почерка и исполнил в такой же тщательной реалистической манере целый ряд пейзажей, натюрмортов, портретов. Среди них акварели, посвященные средневековой архитектуре, – «Плоская башня Псковского кремля», «Гремячая башня. Псков» (1970-е), «Церковь Богоявления с Запсковья» (1990). Все они неоднократно экспонировались на персональных выставках Катаева. Вариант последней находится в собрании Псковского музея-заповедника.

На выставке в Московском доме архитектора в 2019 году акварели Катаева увидел Валентин Курбатов, который посвятил статью «Трое в лодке» друзьям и сокурсникам – Льву Катаеву, Всеволоду Смирнову и Борису Скобельцыну. Он восхищался не только их деятельностью в качестве реставраторов, но и умением увлечься объектом исследования и продолжить работу в других сферах – художественной ковке, фотографии или акварели. Связь с древним зодчеством Пскова питала творчество Катаева на протяжении всей жизни, а общение с друзьями юности не только поддерживало, но и вдохновляло.
Александра Ивановна Струкова,
кандидат искусствоведения,
заведующая отделом графики ХХ века Государственной Третьяковской галереи,
старший научный сотрудник Государственного института искусствознания