Продолжаем серию публикаций о ремеслах Изборска — сегодня расскажем о прядении.
Еще совсем недавно пряжу для вязания нельзя было купить. Даже нити для ткацкого станка делали самостоятельно, вручную. Домашнее ткачество и прядение сохранялось в России вплоть до XX в.
Прялка — обязательный предмет крестьянского быта. Искусные мастера преподносили прялку в дар невесте, жене или дочери. Прялка была спутницей женщины на протяжении всей жизни. Богато украшенная резьбой или росписью, она висела на видном месте, как символ благополучия семьи. Дорогие и особо ценные прялки передавались по наследству.
Прядением и ткачеством занимались с октября по март, когда не было полевых работ. Тяжёлый, монотонный труд пытались скрасить тем, что собирались вместе, на «супрядки» (про них мы рассказывали ранее).
Ручная прялка состояла из подставки — «донца», где сидела пряха, и стояка, на котором закреплялась кудель — подготовленная шерсть, скатанная в валик. Самые древние прялки вырубались из пня с корнем, это был цельный кусок дерева. Позже прялки стали разборными, их части делали из разных пород дерева. Донце вырезали из липы или осины, стояк — из ясеня или клёна. Веретено для пряжи делали из берёзы. К нему прикреплялось глиняное пряслице.
В середине XIX в. на Псковской земле появились механические прялки- самопрялки. В большинстве регионов России бытовала вертикальная разновидность самопрялки — стояк, когда катушка с рогулькой находится над колесом. Такие прялки называли русскими. У другого типа прялки, лежака (чухонки), прядильный механизм располагался сбоку от главного колеса. Именно этот вид прялок преобладал в Изборске.
Несмотря на технический прогресс, древние прялки до сих пор популярны среди любителей традиционных ремёсел.
Увидеть прялки из коллекции Изборского музея-заповедника вы можете в экспозиции «Русские и сето: одна земля, общая история», а также в Музее-усадьбе народа сето в д. Сигово.