Варежки – это тепло не только рук, но и души, ведь они ассоциируются у нас с детством, предвкушением зимних праздников, радостью от лепки снеговика и строительства снежной крепости.
Техника вязания варежек на спицах пришла в Россию из Скандинавии, где вязали мужчины. У нас же это искусство освоили женщины, причем учились они этому с раннего возраста, чтобы успеть подготовить приданое к свадьбе.
Есть несколько вариантов происхождения слова «варежка»:
– от словосочетания «варяжская рукавица», поскольку пришли они к нам от варягов;
– от глагола «варити», «варовати», что значит «охранять», «защищать» или же «вареги», то есть «варить», потому что в былые времена шерстяные рукавички сначала вязали, а потом проваривали в кипятке, чтобы те стали плотнее и теплее.
«Дьянки», «дианки», «деяницы», «дьяницы», «денницы», «дянки» – так называют рукавицы в северо-западных регионах России, с разными вариациями в звучании. В Печорском районе говорят «дьянки», «дянки», «денницы», «дианки». Слово «дьянки» («дянки») возможно происходит от устаревшего глагола «деять» – делать; или «денница» (по Далю), «денницы» – от десница (ст.-слав. «деснь» – правый).
Обычно носили несколько варежек одновременно: на вязаные («исподочки») надевали меховые, а сверху для работы еще кожаные, холщовые или из конского волоса. В будние дни исподочки одевали однотонные, а по праздникам многоцветные с узорами. Узоры на варежках были символами-оберегами, переходившими от матери к дочери.
До XIII века на Руси варежки носили только крестьяне, потому что одежды знатных людей имели очень длинные рукава, в которых они прятали руки от холода. Однако у русских царей в те времена были перчатки на меху, которые назывались «перстатые рукавицы».
С изобретением в XVI веке вязальной станины машинный трикотаж начинает вытеснять ручное вязание, хотя прелесть ручной работы остаётся, и изделия, связанные вручную, ценятся с каждым годом всё больше.
Необыкновенной красотой узора уже много десятилетий славятся варежки изборских мастериц. В них нашли своё отражение традиции русских и народа сето, проживающего на территории Печорского района. Такие варежки можно узнать по характерным крупным элементам орнамента, выполненным в ярких цветовых сочетаниях. Часто в элементе делается постепенный переход в одном цвете – от темного тона в светлый. Даже те узоры, которые мастерицы считают русскими («лебеди», «розочки», «листики») имеют заимствования из соседних культур.
Во многих орнаментах обнаруживаются самые архаические элементы, дошедшие до нас с поздними наслоениями и переработками («снежинки, вписанные в ромбы», «вариации ромбов»). В этих изображениях ярко проявляется связь времен, преемственность духовной жизни народа. Древние традиции развивались в народном творчестве русских и сето параллельно, находясь в непрерывном взаимодействии и взаимопроникновении.
В Музее-усадьбе народа сето в деревне Сигово скоро откроется новая выставка, на которой можно будет увидеть коллекцию наших музейных варежек.